Анализ
сонета "Мадонна"
1.Семантический анализ.
1.В сонете две героини: образ небесной
Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ
связывается с именем Натальей Гончаровой).В стихотворении царит атмосфера божественности и святости. Все очень гармонично, скульптурно, пластично. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия.
2.Лексические цепочки:
а)образ небесной Мадонны
«Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали кроткие, в славе и в лучах.»
Б)образ любимой женщины (Натальи Гончаровой)»внимая важному сужденью знатоков.»,
«Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.»
3.Сопутствующие образы:
слова: «обитель», «суеверно», «пречистая», «божественный спаситель», «ангелы», «под пальмою сиона» распространяют вокруг себя ауру благоговейного преклонения, возникает иллюзия нахождения в храме;
поэт говорит, что лишь «одной картины» он «желал быть вечно зритель». Мы видим, что «невзирая на то, что Мадонна с младенцем Иисусом купаются «во славе и лучах», они остаются столь же просты и скромны.
4.Исполненный восхищения, восторга,
преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ
любимой им женщины.
5.Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В стихотворениях он показывал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.
2.Анализ
изобразительных средств
1. Выразительные эпитеты (ЧИСТЕЙШИЙ
образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров) Гипербола: Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…
Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.
Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков…
Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.
2.Сонет по-русски пишется или пятистопным или шестистопным ямбом. Состоит из 14 стихов и разделяется на две части: восемь стихов (два четверостишия) и шесть стихов (два трехстишия). В первой части в двух четверостишиях повторяются одинаковые рифмы – мужские («мастеров» - «знатоков» - «трудов» - «облаков»)и женские («обитель» - «посетитель» - «зритель» - «спаситель»).Необходимость подбирать к слову ,кончающему строку, не одну рифму (как обычно), а целых три делает рифму сонета трудной для писания, и надо обладать большим поэтическим мастерством, чтобы эта трудность была незаметна читателю, чтобы рифмующиеся слова звучали естественно, подбирались не только по звукам ,но и по смыслу. Последние шесть стихов сонета хотя и обозначаются графически как два трехстишия,но по рифмовке могут делиться и иначе: на четверостишие и двустишие или же, наоборот, на двустишие и четверостишие, как в данном стихотворении.
Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…
3.Пушкинское стихотворение ассоциируется с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (предлагаются репродукции женских портретов художников Возрождения). С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии.
Конечно ,только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философ С.Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий