воскресенье, 15 января 2012 г.

Анализ стихотворения "19 октября"


Анализ стихотворения «19 октября»
1.Семантический анализ.
1.В стихотворении «19 октября» противопоставлено воспоминание о лицейских годах Пушкина и его нынешняя мрачная жизнь, потому что поэт находился в ссылке в Михайловском и не может быть рядом со своими близкими друзьями.
2.Лексические цепочки:
а) Связанные с воспоминаниями о лицейских годах: «пленительная привычка», «братская перекличка», лицейский шум», лицейские забавы», «прекрасен наш союз», «срастался он под сенью дружных муз», отечество наш Царское Село».
б) мрачная жизнь в ссылке: «моя пустынная келья», «горькие муки», «печален я»,  «знакомое не слышно приближенье», «запутанный в сетях судьбы суровой», «и ныне здесь ,в забытой всей глуши», постиг меня судьбины гнев», «для всех чужой, как сирота бездольный», «я затворник ваш опальный».
 3. Девятнадцатого октября 1811 года было открытие Царскосельского Лицея, когда Пушкин учился шесть лет. По окончании Лицея одноклассники Пушкина (среди них были поэты Дельвиг, Кюхельбекер, будущий морской путешественник Матюшкин, будущий декабрист Пущин, будущий крупный государственный деятель Горчаков) решили ежегодно в день открытия Лицея собираться вместе на товарищескую пирушку.

4.Сопутствующие образы:
а) Про лицейских друзей
Он вспоминает о тех товарищах, которые , как и Пушкин, не смогут участвовать в пирушке. Корсаков («кудрявый наш певец , с огнем в очах, с гитарой сладкогласной») умер в юных годах в Италии. Моряк Матюшкин («чужих небес любовник беспокойный»), вероятно, «проходит тропик знойный и вечный лед полуночных [то есть  северных] морей». В следующих двух строфах Пушкин говорит о настоящей дружбе, соединяющей бывших лицеистов  1-го призыва ( « …нам целый мир чужбина; отечество нам Царское Село»), и рассказывает о своей недавней встрече  с тремя товарищами: к нему в Михайловское приезжали Пущин  и Дельвиг; Горчаков, гостивший у своего дяди недалеко от Михайловского, заболел, и Пушкин сам навестил его. В строфах, посвященных Дельвигу, заключены глубокие, мудрые мысли о поэзии и поэте. Далее говориться о Вильгельме Кюхельбекере, которого Пушкин называет своим родным братом не только по «музе», но и « по судьбам: Кюхельбекера  преследовало правительство за его крамольные публичные лекции в Париже, у него были неприятности во время службы на Кавказе…
«Он не пришел кудрявый наш певец…»
Строчка посвященная Николаю Корсакову 1800- 1820. Композитору-любителю, автору романсов на стихи Пушкина.
«Чужих небес любовник беспокойный…»
Строчка, посвященная Федору Матюшкину 1799-1872. Моряк, в 1825 году отправился в кругосветное путешествие.
«Скажи, Вильгельм…»
Обращение к поэту Вильгельму Кюхельбекеру 1797-1846. За большую начитанность Пушкин называл его «живым лексиконом». Кюхельбекер принял активное участие в восстании на Сенатской площади, был осужден на каторгу.  Кюхельбекер посвятил несколько стихотворений А.С Пушкину.
Иван Пущин 1798-1859
Один из самых близких друзей Пушкина, первый посетивший поэта во время его ссылки в Михайловском 11 января 1825 года.
Антон Дельвиг 1798-1831
Еще в Лицее в стихотворении «Пушкину» предсказал своему другу великое будущее. Издатель альманахов и «Литературной газеты».
В одиночестве праздновал день Лицея Горчаков А.М. 1798-1883. Был министром иностранных дел и государственным канцлером.
б) Про Пушкина
Из стихотворения мы узнаем, что поэт находится в ссылке, ему очень грустно и плохо. Он одинок и радуется, вспоминая друзей.
«И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас , друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.»
5. Для Пушкина дружба- братский прочный союз. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда. Все это наполняло душу светлым, радостным чувством, которое не угасло никогда.  Вспоминая в 1825 году свои лицейские годы, Пушкин писал:
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он ,как души, неразделим и вечен –
Непоколебим, свободен и беспечен
Старался он под сенью дружных муз.
2. Анализ изобразительных средств.
1.1.Метафоры:
«роняет лес багряный свой убор»,»чужих небес любовник беспокойный?», «О, волн и бурь любимое дитя!», «В обители пустынных вьюг и хлада»,»Ты гений свой воспитывал в тиши», « Как ныне я ,затворник ваш опальный».
2. Олицетворения:
«пылай, камин», «пролей отрадное похмелье», «пожать от сердца руку», «холодный свет», «Ты простирал из-за моря нам руку, ты нас одних в младой душе носил».
3.Эпитеты:
«отрадное похмелье», «веселых лет», «пленительной привычке», «с гитарой сладкогласной», «чужих небес», «привет унылый», «счастливый путь», «блуждающей судьбе», «лицейский шум», «тайный рок», «прекрасен союз и вечен – непоколебим ,свободен и беспечен», «с мольбой моей печальной и мятежной».
2.Ямб. Особенности синтаксиса: автор использует сложные предложения, которые раскрывают чувства поэта (БСП, ССП), используются однородные члены. Много обращений. Это говорит о том, что поэт уделяет много внимания каждому своему другу. Используется много восклицательных знаков, что говорится об эмоциональном настрое поэта. 3 строфа наполнена риторическими вопросами, поэт размышляет о судьбе своих друзей. Есть лексический поворот: Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!
3.Помимо размышлений о своих друзьях поэт вспоминает лицейских профессоров и даже царя Александра главного врага и гонителя поэта. Но Пушкин сейчас готов «простить ему неправое гоненье» за то, что он основал Лицей, и за его действии при взятии Парижа в 1813 году русскими, австрийскими и прусскими войсками: царь решительно запретил грабеж жителей Парижа (на чем настаивали командующие союзными армиями). В конце стихотворения Пушкин говорит о далеком будущем, когда из всех пирующих сейчас товарищей-лицеистов  останется в живых только один, и ему придется праздновать («торжествовать» день Лицея одному . Удивителен просветленный конец стихотворения, резко противоречащий грустному его началу. Если там говориться о печали поэта, о его «горьких муках», то теперь, после всех воспоминаний, пожеланий, надежд, поэтических размышлений, Пушкин говорит о проведенном им в одиночестве лицейском празднике:
«…Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот!»
3. Анализ стихотворений в контексте.
1.День 19 октября стал особенным для лицейских воспитанников - днем рождения Школы и начал дружбы, днем воспоминаний о друзьях и наставниках.
Поэты – лицеисты писали стихи к этому дню. Пушкин написал всего пять стихотворений: «Роняет лес багряный свой убор…»(1825), «Бог помочь вам, друзья мои»(1827), «Усердно помолившись богу…»(1828), «Чем чаще празднует лицей…»(1831) и «Была пора, наш праздник молодой…»(1836). Стихотворение «Роняет лес…», написанное в ссылке, в Михайловском, замечательно по удивительной музыкальности построения, богатству мыслей и разнообразию поэтически выраженных чувств.

6 комментариев: